О кинематографической фотографии в наше время не каждый слышал и при упоминании этого термина, некоторые задаются вопросом: а чо это вообще такое? Это что-то на киношном? Это что-то на слайдшоу? Это вообще законно?. Сейчас разберемся. Погнали!

Кинематографическая фотография
Это жанр фотографии, где основная задача — сделать кадр, похожим на стоп-кадр из кино. Он достаточно молодой и не получил широкого распространения, в связи со своей утонченностью и специфичностью. Однако, уже успел влюбить в себя не только любителей художественной фотографии, но и также любителей киноискусства.
Как я познакомился с этим жанром
Это был 2019-й год. Я тогда гостил месяц в Санкт-Петербурге и мне в интернете попался профиль фотографа и режиссера Сергея Спирина. Он является родоначальником кинематографической фотографии в России и успешно продвигает её вот уже больше 5 лет. Увидев его работы, я моментально вдохновился и понял, что я обязан попробовать поснимать в этом жанре. Не долго думая, я взял фотоаппарат и поехал в центр города, чтобы заснять жизнь Питера.


После того, как отснял…
Предстоял процесс обработки, который занял у меня целых 3 дня! Вся сложность была в том, чтобы добиться этого эффекта кино, когда ты начинаешь понимать, что перед тобой уже не фотография, а стоп-кадр из фильма. Пришлось лезть в интернет, изучать схемы цвета в кино, понимать, как работает цвет и в целом изучать колористику в фильмах. Спустя несколько дней, я добился результата и сейчас вы можете лицезреть эти кадры в моей статье. Они до сих пор остаются одними из моих самых любимых в этом жанре.

Что самое важное в этом жанре?
Самое главное — чтобы зритель поверил, что перед ним действительно кино. А для этого должно сложиться несколько факторов, которые нужно учитывать при съемке и при обработке.
1) Сюжет
2) Свет
3) Обработка
Сюжет.
В любом кино, даже самом стремном есть сюжетная линия и каждый кадр нам что-то хочет рассказать. Вот парочка встретилась влюбленными взглядами, вот тут женщина ревностно смотрит, как мужчина которого она любит, гуляет с другой, вот мужчина едет за рулем и думает над своей жизнью, вот бездомный лежит на лавке ночью и смотрит в небо и так далее. Кадр должен зацепить и заставить задуматься над тем, что происходит на снимке.

Свет.
В кино в любое время суток используют доп. освещение и сложные схемы света, чтобы создать вау-картинку. Мы, фотографы, люди простые и зачастую используем либо вспышки, либо видеосвет, либо вообще ничего не используем и снимаем с тем светом, что есть. Но не нужно забывать, что свет играет важную роль. Он важнее обработки, так как именно он создает тот самый снимок и задает настроение сцене. И о нем забывать категорически не стоит.

Обработка.
Она вторична, но тем не менее также важна, так как именно с помощью нее мы дополняем атмосферу на фото. Посмотрите разные фильмы и сравните их на предмет цвета. Вы увидите, что в определенных жанрах используется одно сочетание цветов, в других — другое. Например, фильмы от Марвел очень часто делают в оранжево-голубой гамме (А еще Трансформеры), потому что такое комплиментарное сочетание отлично подходит к взрывам на фоне манхэттенских зданий. А вот в фильмах ужасов часто используются приглушенные тона и более мрачная обработка, чтобы добавить нагнетающей атмосферы.

Хорошим примером того, как обработка передает атмосферу, являются фильмы о Гарри Поттере.
Если вы пересмотрите (а может и впервые посмотрите) их, то вы обнаружите, что по мере того, как события волшебного мира становятся всё опаснее и мрачнее, то и с каждым фильмом цвета на экране становятся все холоднее, а атмосфера темнее. Особенно это заметно в 6-й и 7-й частях. И это очень хорошо сочетается. Сделай кадры яркими и пестрыми, фильм бы смотрелся совсем по-другому.

Что нужно для того, чтобы создать кинематографический кадр?
Кинематографические кадры отличаются от нашего привычного понятия «киношный». Сейчас в интернете очень часто пишут про то, что киношные кадры цепляют внимание зрителя и в этом действительно есть доля правды. Но для меня все же «киношный кадр» — это просто кадр с киношной тонировкой. На которую иногда просто приятно смотреть, но она не делает сам кадр похожим на какое-то кино. А вот кинематографический кадр — это уже что-то на глубоком и продуманном.
Ниже я хочу поделиться несколькими пунктами, которые важно знать для того, чтобы превратить снимок в стоп-кадр из кино.
1) Хорошая подготовка.
Если на обычных съемках мы можем что-то сымпровизировать и, иногда вообще не готовясь, прийти и отснять материал, то тут такое, к сожалению, не прокатит. Каждый кадр должен быть прописан и продуман, ведь с помощью снимков вы рассказываете какую-то историю, а для этого нужно продумать свет, локацию, образы, ракурсы, действия и так далее. По сути, вы создаете полный сценарий к вашему маленькому фотофильму. Это кропотливый, но довольно увлекательный процесс.

2) Изучите цветовые сочетания.
И я сейчас не про обработку, а именно про саму съемку. Образ и локация должны хорошо сочетаться между собой. Идеальный вариант это не больше 2-3 выраженных цветов в кадре. Относитесь к этому серьезно, потому что потом при обработке редко можно что-то подправить, если вы плохо поработали с цветом до того, как сели над ним работать в программе. Иногда бывает так, что вы обрабатываете кадр и не можете понять, почему он вам не нравится. Вроде и снято красиво, и по свету все хорошо, а что-то не то. И это «что-то не то» кроется именно в цвете. Если цвета находятся в дисгармонии (если это, конечно, не задумка автора), то кадр можно считать испорченным. Вместо дополнения атмосферы, он будет ее наоборот убивать.

3) Чтобы усилить эффект кино…
Используйте специально разрешение кадра. В норме у нас картинка с камеры — 4:3, но в кино используются другие разрешения. Чаще всего это 16:9 либо 2,35:1. Мне больше нравится 2,35:1. Как по мне он сильнее дает эффект стоп-кадра из фильма, нежели 16:9.
Также для усиления эффекта, можно добавить черные полосы сверху и снизу кадра. Так кадры будет выглядеть еще более кинематографично. Это можно сделать в фотошопе, либо в специальных программа на телефоне.

4) Рассказывайте историю.
Кино всегда рассказывает о чем-то и ваши фотографии тоже должны что-то рассказывать. Это значит, что чаще всего на ваших снимках будут присутствовать какие-то действия, эмоции, переживания и др. Вы также можете заготовить диалоги или монологи для моделей/актеров, что поможет снять напряжение и скованность в действиях. Делайте акцент на действиях и динамике и ваша фотосессия превратится в создание уникального фильма, который вы потом с удовольствием будете просматривать с помощью серии фотографий.

5) Всё, как в жизни.
Это значит, что все должно быть естественным в кадре. В жизни у нас нет глубокой журнальной ретуши. Нет идеально вытянутых теней и светлых областей без пересветов. В кино это простительно и иногда наоборот делает кадр еще более настоящим. Так как в жизни это все тоже присутствует. Это не значит, что нужно всю картинку провалить в недо или переэкспозицию, но если у вас какие-то места уходят в пересвет или провал, а кадр уже выглядит хорошо, то в этом нет ничего страшного. А вот прыщики на лице лучше убрать.

6) Ракурсы.
С помощью ракурсов можно рассказать очень много. Банальный пример — разговор двух людей. Если одного снимать с ракурса пониже, а другого повыше, то создается эффект того, что в разговоре один доминирует над другим. Если снимать их на одном уровне, то в диалоге оба будут равны. Или, например, человек читает книгу. Можно снять это по-разному и каждый раз будет разный эффект.

7) Свет важнее обработки.
Свет помогает в целом вам сделать фото. Ведь если его не будет, то и фотографии вашей тоже не будет. Но помимо этого свет помогает с драматизацией картинки и помогает сделать ее более глубокой. В кино практически никогда не встречается плоская картинка. Потому что в фильмах, как и в фотографии, должен присутствовать объем. На объемные фотографии или сцену приятнее смотреть и она привычнее воспринимается нашим глазом. Да и в целом выглядит лучше. В общем, я не устану никогда повторять, что первое и самое важное в фотографии — свет!

8) Не торопитесь.
Кинематографическая фотография — это процесс, который не требует спешки. Такие съемки не проходят за час. Чаще всего это занимает больше времени. У меня иногда уходило больше 3-х часов на одну съемку. Нужно время, чтобы вы с моделями нашли контакт, чтобы они вжились в роль, чтобы вы выстроили грамотный свет, кадр и т. д. и т. п. Короче, не торопитесь.

Ваш подход и реализация по созданию такой фотографии должен быть таким, чтобы зритель уверенно мог сказать: «Верю! Это действительно кино!». Когда такое говорят, значит вы все сделали верно.
Спасибо за внимание!
Блог

Поездка на Алтай. Часть 2

Поездка на Алтай. Часть 1
