Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Репортажная съемка.

Простыми словами репортаж — это фотосъемка какого-либо события. Вариантов событий может быть огромное количество. Частые случаи, когда могут понадобиться услуги репортажного фотографа — концерты, дни рождения, конференции, спортивные мероприятия и так далее. Съемки крещения тоже можно отнести к репортажным съемкам, так как по большей части вы снимаете там всё, что происходит вокруг и никак не взаимодействуете с людьми. К репортажным съемкам от части можно отнести и свадебную, например, в загсе, либо во время банкета.

Ниже разберу все тонкости и нюансы. Будет интересно!

Репортажная съёмка. Особенности, секреты
Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Техника. Камера.

Везде говорят, что снимать можно на всё, что угодно, однако в репортаже я рекомендую отдать предпочтение более мощным камерам и объективам, так как такая техника имеет ряд преимуществ:

1) Более качественная картинка на высоких исо. Вы не можете знать наверняка, что вас будет ожидать по свету. И не всегда может быть возможность использовать вспышку. Полнокадровые камеры способны выдать куда более качественную картинку, чем любительские кропы на высоких исо.

2) Серийность съемки. Чем больше кадров в секунду, тем лучше. У моей камеры серийность не очень большая, всего 7 кадров в секунду, но этого мне достаточно, чтобы поймать нужный момент. При желании ее можно разогнать до 9к/с, но мне это пока не нужно. И затвор мне тоже жалко, так как он у меня механический. Беззеркальные камеры способны делать больше кадров в секунду на электронном затворе, что очень удобно. Ресурс механического затвора вообще не тратится, а с быстрой серией съемки вы получаете больше шансов поймать нужный кадр.

3) Автофокус. В репортаже очень важен автофокус камеры. Чтобы успевать ловить все моменты, нужно чтобы камера умела быстро и точно фокусироваться. Если камера будет тупить и долго фокусироваться, то это будет доставлять большие неудобства. Профессиональные камеры позволяют быстро и точно фокусироваться даже в условиях очень низкого освещения. Возможности беззеркальных флагманов доходят до того, что автофокус способен зацепиться за объект в условиях, когда света почти нет вообще.

Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Техника. Объективы.

Есть мнение, что надо взять 35 мми можно не париться, снимать только с ним. В этом есть доля правды, но рано или поздно понимаешь, что этого мало и захочется купить что-то еще. Да и не все мероприятия можно с ним снять. Вот критерии по которым надо выбирать объектив для репортажа:

1) Универсальность. 35 мм — это не универсальное стекло. Универсальное стекло — это зум объектив. 24-70, 24-105, 70-200. Идеально для репортажной съемки иметь связку 24-70 и  70-200. Стоят они недешево, но очень облегчают работу. Для съемки, например, футбола на стадионе могут понадобиться зумы с еще большим фокусным растоянием, например 150-400 и выше. Однако цена может улетать в космос.

2) Светосила. От 2.8 и ниже. В условиях низкой освещенности объектив должен давать возможность широко открыть диафрагму, чтобы камера ловила больше света. Фикс объективы дают такую возможность. Та же Sigma 35 mm позволяет открыть диафрагму на 1.4, что дает ей хорошую светосилу. Из вариантов побюджетнее всегда можно выбрать фикс-объективы с диафрагмой 1.8.
Зумы 24-70 и 70-200 часто имеют диафрагму 2.8. Современные зумы на беззеркалки могут иметь и 2.0. Это очень круто, но за такие возможности придется заплатить немалые деньги.
Моя связка на все репортажи: 24-70 2.8 + 85 мм 1.8. Всегда с собой есть 50 мм 1.8, который иногда оказывался более нужным во время съемки, чем 85 мм. В идеале потом планирую докупить 70-200 2.8, так как часто его очень не хватает.

Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Техника. Прочие атрибуты.

1) Вспышка. Желательно её всегда брать с собой. И иметь к ней синхронизатор, чтобы отвязать её от фотоаппарата. На вспышку можно надеть различные насадки, типа софтбокса, что позволит смягчить свет. Желательно иметь вторую вспышку, на случай, если основная резко перестанет работать. Несколько вспышек можно ставить на стойки и расставлять по помещению, как вам хочется. Кстати, на мероприятиях для подстраховки лучше всегда иметь запасную камеру. Пусть она просто лежит, но вы будете знать, что если первая камера внезапно перестанет работать, то у вас всегда есть вторая, чтобы продолжить работу.


2) Несколько флешек. Кадров может получиться очень много. Должно быть всегда достаточно карт памяти, чтобы хватило на всё мероприятие. Это должны быть хорошие флешки класса 10 или U3, с быстрой скоростью записи, что позволит камере быстрее записывать кадры. Также есть карты XQD, которые позволяют  записывать от 400мб/сек, но цена их начинается от 15к за флешку.

3) Несколько аккумуляторов. Такое количество, чтобы хватило до конца репортажа. У меня с собой всего 3 аккума. Один в камере и 2 запасных. В целом хватает на весь съемочный день, но все зависит от вашей камеры. Может понадобиться больше, если ресурс вашей камеры на одном заряде аккумулятора составляет, например, 450 снимков. На моей камере — 1800.

Что по настройкам?

Всё очень индивидуально и зависит от того, что вы снимаете. Для динамичных съемок понадобится более короткая выдержка и если она проходит в помещении + нельзя использовать вспышку, то придется повышать исо. Открытая диафрагма позволяет уловить больше света, но с ней падает глубина резкости, поэтому нужно смотреть по ситуации и при необходимости ее прикрывать, чтобы захватить больше площади в резкость.

Важная штука — следящий автофокус. Это та настройка, которую всегда лучше включать на репортаже. Так как происходит много движений, объекты смещаются. Следящий автофокус работает таким способом, что цепляется за объект и начинает следить за его движением, попутно самостоятельно фокусируясь в зависимости от его удаленности. 

Репортажная съёмка. Особенности, секреты
Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Что по кадрам?

Узнайте у заказчика, что вообще от вас требуется. Если от вас требуется просто постоять и просто что-то зафиксировать, то это и нужно сделать, не нужно ничего выдумывать нового и креативного. Если у вас полная свобода действий, то тут уже становится интереснее. Мой вам совет: снимайте максимально разнообразно. И вот тут в ход идёт всё, что можно:
— разное фокусное расстояние
— разные ракурсы
— разное направление света (если им управляете вы)
— разная крупность планов

Снимать нужно всё:

1) Снять вообще место, где всё будет происходить. Сделать общие планы помещения. Поснимать различные детали. Поснимать людей до начала события. Это вступительная часть.

2) Само мероприятие. Я всегда стараюсь отснять всех людей, по возможности. Под всеми, я имею в виду всех участников. Если вы снимаете концерт, то не нужно снимать всех, кто пришел на этот концерт))). Ловите моменты всего, что происходит. Часто задача репортажа — не только зафиксировать всё, что происходит, но и передать атмосферу происходящего. Атмосфера очень хорошо передается, когда фотограф видит картинку под разными углами. Если всё снято одним ракурсом и однопланово, то эффекта не получится. Не нужно забывать о ключевых моментах мероприятия, если они есть. Для заказчиков часто важно, чтобы вы отсняли именно их, а все остальное уже на ваше усмотрение.

3) Не забывайте также снять тех, с кем вы работаете в паре, если они присутствуют. Я имею в виду организаторов, видеографов, звукооператоров, кейтеринг и т. д. Им можно сделать просто портрет либо поймать их в кадр во время работы. Потом им можно скинуть фотографии и о вас будут знать, как о коллеге с которым потом можно будет сотрудничать. Это реально работает.

Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Как ловить моменты?

1) Не тормозите! Здесь очень важна ваша реакция. Больше двигайтесь и, где надо, прям бегите, чтобы успеть поймать кадр, если происходит что-то интересное. Иногда даже не нужно думать над настройками. Просто сфоткайте, а дальше на постобработке, если что, можно подправить по свету, кадрировать и т. д. Лучше сделать, чем не сделать.

2) Смотрите по сторонам и следите за происходящим. Иногда что-то получается предугадать. Узнайте программу мероприятия заранее. Если вы снимаете выступление, слушайте музыку. Часто по музыке можно понять, что «сейчас будет что-то очень крутое».

3) Можно поделать несколько постановочных кадров для атмосферы, но так, чтобы это выглядело, будто это просто случайный кадр. Например, на свадьбе вы можете снять кадр, как невеста с подружками стоят с бокалами шампанского, что-то обсуждают, а на заднем плане друзья жениха радостно подкидывают его вверх. Либо попросить бармена в клубе красиво наливать виски в бокал, а вы это снимете  под какими-нибудь разными углами и с красивым светом.

4) Как уже писал выше — снимать серией, чтобы было больше вариантов для выбора.

Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Секретные секретики, или как сделать красивее:

1) Если на площадке отличный и красивый свет, снимайте без вспышки, чтобы передать атмосферу. Свет на площадке её задает. Вспышка её наоборот убивает.

2) Можно использовать доп. аксессуары, чтобы добавить спец. эффектов. Сейчас есть очень много вещей, способных добавлять красивые эффекты, если поднести их к объективу. Например, оптические призмы разных вариантов. Дешевый и классный вариант, кстати, использовать стекляшку от люстры. Ну знаете, те, которые в виде украшения на них висят. Также можно взять обычный файл для бумаги, немного помять его, и прикрыть одну часть объектива им. Получите размытую сторону. А если на новогоднем корпоративе взять гирлянду, смотать ее в кольцо и снимать через нее, то получите бокешки по краям кадра (снимать нужно на открытой диафрагме). Короче, вариантов много.

3) Также есть различные фильтры на объективы. Я, например, люблю использовать мист-фильтры, которые дают свечение в светлых областях. Это добавляет мягкости изображению и придает некую киношность. Помимо них есть ещё и другие интересные варианты. Я не рекомендую использовать дешевые варианты фильтром, так как эффект от них крайне сомнительный на мой взгляд. В среднем ценовом сегменте вы получите более качественный результат, который однозначно будет стоить своих денег.

4) Усилить атмосферу на обработке. А вот, как это сделать я рассказываю на своё курсе «Обработка: LR + PS» (кликнуть по названию, чтобы узнать больше). В нем я разбираю все нюансы по обработке в Лайтруме. Того, как добиться красивого цвета, из чего он вообще получается, от чего зависит, даю много полезной информации и лайфхаков по обработке. Доступ к курсу предоставляется навсегда и на нем можно получать мою неограниченную помощь и обратную связь. Причем не только по обработке, но и вообще по фотографии в целом.

5) Применять правила композиции и нарушать их, когда это необходимо. Это не какая-то фишка и не секрет, но не нужно о них забывать. Хотя бы банально кадрировать нормально кадр, чтобы он смотрелся гармоничнее.

Еще несколько моментов:

1) Не нужно экономить на репортаже. Как организаторам, так и фотографам. Хороший репортаж не может стоить дешево. Фотограф в момент съемки испытывает большую нагрузку, так как приходится постоянно двигаться, взаимодействовать по необходимости с людьми, носить фототехнику, которая иногда весит достаточно много, снимать в разных положениях и т. д. На репортаже ресурс техники также тратится активнее. Сама техника стоит недешево и в случае поломки ее ремонт будет стоить хороших денег. И это не 5000, и не 10 000р, а в разы больше.

2) Иногда сталкиваюсь с тем, что организаторы не думают совершенно о фотографах. Все хотят получить красивые фотографии, но никто не думает о том, как фотограф их будет делать. Для этого нужно, чтобы был более-менее нормальный свет и чтобы было место для того, чтобы вообще снимать. Необходимо сделать так, чтобы фотограф мог ходить, либо стоять/сидеть в какой-то точке и при этом не мешать людям. Если у вас плохая организация — фотографии тоже могут быть соответствующие.

3) Мой совет фотографам — будьте организованными. Уметь снимать — важный пункт, но также важны еще такие обычные качества, как пунктуальность и вежливость. Не опаздывайте на мероприятия, сдавайте работу четко в оговоренный срок, опрятно одевайтесь, соблюдайте дресскод мероприятия, будьте учтивы и тактичны с гостями и с организаторами. Если соблюдать все эти пункты и при этом хорошо снимать, с вами будут сотрудничать на постоянной основе и рекомендовать знакомым.

Удачи на репортажах!

Репортажная съёмка. Особенности, секреты
Репортажная съёмка. Особенности, секреты
Репортажная съёмка. Особенности, секреты
Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Полезное для фотографов

Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Обзор плёночного фотоаппарата Kodak H35N.

Как в старые добрые…
Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Фотосессия в жесткое солнце

Без зонтов, вспышек, отражателей и т. д.
Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Как создать серию для соц. сетей

А раньше. Выложишь одну фотку и норм
Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Права фотографа и клиента

Как фотографы и клиенты нарушают права друг друга.
Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Кинематографическая фотография. Что это такое и как превратить свои кадры в кино?

Ты — режиссер своего фотофильма!
Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Шумы в фото

Ну что, пошумим?
Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Выбор техники для начинающего фотографа

Мои мысли на этот счет))
Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Как не выгореть в фотографии

Несколько советов
Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Полезные фильмы и сериалы для фотографа

Красивые и интересные!
Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Все о фотообучении

Стоит ли оно своих денег?
Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Как снимать лавстори

Любить — это хотеть касаться
Репортажная съёмка. Особенности, секреты

Как не надо фотографировать

Всем привет! Вы купили себе камеру, а может кто-то подарил и возник в голове вопрос: «А как правильно фоткать?»...